Вопрос / ответ

1. ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

С 1 января 2020 года в Приморском крае стартует реформа в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО).

2 июля 2019 года по результатам конкурсного отбора Краевое государственное унитарное предприятие «Приморский экологический оператор» (КГУП «ПЭО») наделен статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Приморского края.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», договоры с собственниками на сбор и вывоз ТКО действуют до заключения договора с региональным оператором, т.е. с 01.01.2020 все ранее заключенные договоры на сбор и вывоз ТКО перестают действовать.

Частью 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.

При этом, Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО») уточнено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся:

в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством РФ) (далее — нежилые помещения), и на земельных участках, — с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Порядок заключения договора и типовая форма договора так же приведены в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Также необходимо учитывать, что пунктом 9 данного Постановления определено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

При этом, согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а именно требованиям «СанПиН 2.1.7.1322-03. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.05.2003 N 4526).

Учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО», а именно расчетным путем исходя из:

  1. нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема (см. приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды ПК от 04.12.2017 №365);
  2. количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

 

В настоящее время КГУП «Приморский экологический оператор» уже осуществляет прием заявок на заключение договоров.

Заявки принимаются в свободной форме, информация указывается согласно пп. 8.4-8.7 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 и направляется на e-mail: Dogovor.tko@spzv.ru. Вопросы по заключению договора можно также направить на электронную почту или обратиться по телефону 8 423 246-93-93.

Предельный тариф регионального оператора, согласно конкурсной документации, не может превышать 4 633 рублей за тонну без НДС (региональный оператор будет выставлять счета без НДС). Фактический единый тариф на услугу регионального оператора будет установлен Департаментом по тарифам Приморского края не позднее 20-го декабря 2019 года.

Также обращаем внимание, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) при размещении ТКО являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

В свою очередь плата за НВОС при размещении отходов (не относящиеся к ТКО) вносится индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

То есть если ИП/ЮЛ решат снизить объем ТКО, для уменьшения платежей региональному оператору, у них вырастет платеж за НВОС, который они будут вносить самостоятельно в территориальные органы Росприроднадзора.

Вместе с тем, анализ объемов образующихся ТКО будет производиться в том числе и на основании представленной статистической отчетности по форме 2-тп (отходы) и в случае, если объемы ТКО в 2020 году существенно снизятся относительно предыдущих 3-х лет, это может послужить основанием для проведения документарной проверки или административного расследования со стороны контрольно-надзорных органов. Соответственно образователь ТКО должен документально подтвердить, что изменилось в технологических процессах предприятия, что привело к резкому сокращению ТКО.

За нарушение требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в том числе отказ от заключения договора с региональным оператором, предусмотрена административная ответственность согласно ч. 1 ст. 8.2 Кодексу РФ по административным правонарушениях:

Размер административного штрафа: на должностных лиц — от 10.000 тысяч до 30.000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30.000 тысяч до 50.000 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100.000 тысяч до 250.000 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Что входит в обязанности регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее − ТКО) в Приморском крае?
В полномочия регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами согласно Соглашению, заключённым им с Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края входит:

 

— сбор, транспортирование. обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Приморского края в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами;

 

— внедрение системы раздельного сбора ТКО на территории Приморского края;
— информирование, просвещение и воспитание жителей Приморского края по вопросам обращения с ТКО;
— организация перерабатывающих ТКО производств;
— организация и участие во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и (или) содержании мест накопления ТКО, в т.ч. контейнерных площадок (за счёт средств собственников), в установлении (определении) их мест нахождения.

 

Региональный оператор также имеет право осуществлять мероприятия по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156
3. Какие отходы относятся к твёрдым коммунальным отходам (ТКО)?
В полномочия Регионального оператора входит сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Приморского края в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

 

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

 

Ознакомиться со списком отходов, относящихся в твёрдым коммунальным отходам Вы можете ЗДЕСЬ.

 

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156  определено, что крупногабаритные отходы — твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), то есть все вышеперечисленные отходы, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

 

Отходы, отсутствующие в вышеприведенном списке, к ТКО не относятся и не входят в полномочия регионального оператора, в том числе и строительные отходы. В соответствии с ГОСТ Р 57678-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов» (утверждён и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.09.2017 № 1163-ст), строительные отходы реконструкции, ремонта, в том числе капитального (сантехника, в том числе ванны, унитазы, раковины, душевые кабины, ограждения и прочие), или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций. В Федеральном классификационном каталоге отходов строительные отходы помещены в разделах классификатора «8 00 000 00 00 0 ОТХОДЫ  СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА».
4. Будет ли внедрён в Приморском крае раздельный сбор?
В соответствии с Соглашением, заключённым между региональным оператором по обращению с ТКО и Администрации Приморского края, региональный оператор совместно с органами местного самоуправления участвует в разработке и внедрении системы раздельного сбора в крае. Работа по данному направлению включает в себя не только сотрудничество с управляющими компаниями края и установку на оборудованных площадках контейнеров для раздельного сбора, но и поиск перерабатывающих предприятий на каждый вид отхода. Пока переработчики, имеющие соответствующие лицензии и производственные мощности, не будут найдены, система раздельного сбора не может быть внедрена. Однако это является одной из задач, которые стоят перед региональным оператором.
5. Что региональный оператор по обращению с ТКО в Приморском крае делает с принятыми ТКО?
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998  N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обезвреживание и размещение отходов на объектах, утверждённых Территориальной схемой обращения с отходами в Приморском крае. Ознакомиться с Территориальной схемой Вы можете на нашем сайте в разделе нормативно-правовой документации.

 

Помимо размещения отходов, региональный оператор будет осуществлять деятельность по обработке (сортировке) ТКО, включая извлечение вторичного сырья для последующей переработки. Для этого региональный оператор имеет право заключать договоры с компаниями-переработчиками, имеющими соответствующую лицензию.
6. Может ли юридическое лицо заключить единый договор с региональным оператором по обращению с ТКО в Приморском крае на вывоз всех образующихся у него отходов, включая ТКО?
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998  N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 31.12.2017) юридическое лицо обязано заключить договор с региональным оператор и передавать ему образующие в процессе деятельности юридического лица ТКО.

 

На те виды отходов, которые Федеральным классификационным каталогом отходов не включены в список ТКО, необходимо заключать отдельный договор. Юридическое лицо вправе самостоятельно выбрать компанию, с которой будет заключать договор на иные виды отходов, не являющиеся ТКО. Главное условие — компания должна обладать соответствующей лицензией. Если юридическое лицо желает заключить договор на вывоз иных отходов с региональным оператором, то на отходы, не являющиеся ТКО, так же заключает отдельный договор.
Ниже Вы можете задать нам вопрос, мы ответим Вам либо на электронную почту, либо ответ на него появится в общем списке выше.
7. Как заключить договор с региональным операторам лицам, которые обязаны руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?
С 1 января 2018 года в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения. Согласно п.8 ч.1 ст. 93 закупка на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами производится у единственного поставщика, а именно у регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

 

Порядок проведения закупки у единственного поставщика установлен ч. 2,3,4 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
8. Порядок создания и содержания контейнерных площадок
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

 

При этом, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

 

Контейнерные площадки для сбора отходов потребления должны быть оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64), СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88).

 

Для установки контейнеров для сбора отходов должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

 

Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

 

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

 

При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

 

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

 

Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

 

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.