Вопрос / ответ

1. Что входит в обязанности регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее − ТКО) в Приморском крае?
В полномочия регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами согласно Соглашению, заключённым им с Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края входит:

 

— сбор, транспортирование. обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Приморского края в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами;

 

— внедрение системы раздельного сбора ТКО на территории Приморского края;
— информирование, просвещение и воспитание жителей Приморского края по вопросам обращения с ТКО;
— организация перерабатывающих ТКО производств;
— организация и участие во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и (или) содержании мест накопления ТКО, в т.ч. контейнерных площадок (за счёт средств собственников), в установлении (определении) их мест нахождения.

 

Региональный оператор также имеет право осуществлять мероприятия по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156
2. Когда региональный оператор по обращению с ТКО в Приморском крае приступит к выполнению своих обязанностей?
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998  N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор обязан приступить к выполнению своих обязанностей по обращению с ТКО не позднее 1 января 2019 года. В Приморском крае региональный оператор приступит к исполнению своих обязанностей с момента утверждения единого тарифа на услуги регионального оператора. О дате утверждения тарифа будет дополнительно сообщено в средствах массовой информации. В настоящий момент ведутся подготовительные работы.
3. Какие отходы относятся к ТКО?
В полномочия Регионального оператора входит сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Приморского края в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

 

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

 

Ознакомиться со списком отходов, относящихся в твёрдым коммунальным отходам Вы можете ЗДЕСЬ.

 

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156  определено, что крупногабаритные отходы — твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), то есть все вышеперечисленные отходы, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

 

Отходы, отсутствующие в вышеприведенном списке, к ТКО не относятся и не входят в полномочия регионального оператора, в том числе и строительные отходы. В соответствии с ГОСТ Р 57678-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов» (утверждён и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.09.2017 № 1163-ст), строительные отходы реконструкции, ремонта, в том числе капитального (сантехника, в том числе ванны, унитазы, раковины, душевые кабины, ограждения и прочие), или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций. В Федеральном классификационном каталоге отходов строительные отходы помещены в разделах классификатора «8 00 000 00 00 0 ОТХОДЫ  СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА».
4. Будет ли внедрён в Приморском крае раздельный сбор?
В соответствии с Соглашением, заключённым между региональным оператором по обращению с ТКО и Администрации Приморского края, региональный оператор совместно с органами местного самоуправления участвует в разработке и внедрении системы раздельного сбора в крае. Работа по данному направлению включает в себя не только сотрудничество с управляющими компаниями края и установку на оборудованных площадках контейнеров для раздельного сбора, но и поиск перерабатывающих предприятий на каждый вид отхода. Пока переработчики, имеющие соответствующие лицензии и производственные мощности, не будут найдены, система раздельного сбора не может быть внедрена. Однако это является одной из задач, которые стоят перед региональным оператором.
5. Что региональный оператор по обращению с ТКО в Приморском крае делает с принятыми ТКО?
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998  N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обезвреживание и размещение отходов на объектах, утверждённых Территориальной схемой обращения с отходами в Приморском крае. Ознакомиться с Территориальной схемой Вы можете на нашем сайте в разделе нормативно-правовой документации.

 

Помимо размещения отходов, региональный оператор будет осуществлять деятельность по обработке (сортировке) ТКО, включая извлечение вторичного сырья для последующей переработки. Для этого региональный оператор имеет право заключать договоры с компаниями-переработчиками, имеющими соответствующую лицензию.
6. Может ли юридическое лицо заключить единый договор с региональным оператором по обращению с ТКО в Приморском крае на вывоз всех образующихся у него отходов, включая ТКО?
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998  N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 31.12.2017) юридическое лицо обязано заключить договор с региональным оператор и передавать ему образующие в процессе деятельности юридического лица ТКО.

 

На те виды отходов, которые Федеральным классификационным каталогом отходов не включены в список ТКО, необходимо заключать отдельный договор. Юридическое лицо вправе самостоятельно выбрать компанию, с которой будет заключать договор на иные виды отходов, не являющиеся ТКО. Главное условие — компания должна обладать соответствующей лицензией. Если юридическое лицо желает заключить договор на вывоз иных отходов с региональным оператором, то на отходы, не являющиеся ТКО, так же заключает отдельный договор.
Ниже Вы можете задать нам вопрос, мы ответим Вам либо на электронную почту, либо ответ на него появится в общем списке выше.
7. Как заключить договор с региональным операторам лицам, которые обязаны руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?
С 1 января 2018 года в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения. Согласно п.8 ч.1 ст. 93 закупка на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами производится у единственного поставщика, а именно у регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

 

Порядок проведения закупки у единственного поставщика установлен ч. 2,3,4 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
8. Порядок создания и содержания контейнерных площадок
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

 

При этом, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

 

Контейнерные площадки для сбора отходов потребления должны быть оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64), СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88).

 

Для установки контейнеров для сбора отходов должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

 

Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

 

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

 

При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

 

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

 

Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

 

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.