Сфера обращения с отходами в РФ строго нормирована, существует законодательное разграничение зон ответственности.
Ответственность за содержание контейнерных площадок
Согласно ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления, либо на управляющую компанию, ТСЖ или СНТ.
В пункте 13 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г., также закреплено, что постоянно заботиться о надлежащем санитарном состоянии территории и самой контейнерной площадки – это задача собственника земельного участка, на котором площадка размещена.
Если место накопления расположено на территории многоквартирного дома, которая находится в общей долевой собственности, за порядок ответственна управляющая организация (УК, ТСЖ). Если участок не является собственностью МКД, за поддержание порядка и санитарное состояние отвечает муниципалитет.
Собственник отвечает за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, пакетирование отходов и подготовку к транспортированию (п. 26 (1) Постановления Правительства РФ № 290). При этом оплата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав оплаты за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Устройство контейнерных площадок
Согласно нормативам, на контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО. Количество контейнеров определяется органами МСУ, исходя из данных о численности жителей и организаций, закрепленных за данной площадкой, а также исходя из нормативов накопления ТКО.
Контейнерная площадка любого типа должна иметь:
• Подъездной путь с дорожным покрытием с учетом подъезда и разворота мусоровозов и работы навесного оборудования;
• Твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие в уровень с подъездной дорогой или с пандусом, позволяющим установить колесные контейнеры на площадку;
• Уклон для отведения талых и дождевых сточных вод;
• Ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;
• Освещение, по требованиям, предъявляемым к освещению дворовых территорий.
Кто должен приобретать контейнеры для ТКО
Согласно пункту 4.2. Постановления Администрации Приморского края № 438-па от 7 ноября 2017 «Контейнеры для накопления ТКО приобретаются собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором при условии включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора».
Обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО возложены на Регионального оператора в пределах, не превышающих 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами). В 2024 году 779 контейнеров направлены КГУП «ПЭО» для оснащения площадок во Владивостоке, Партизанске, Находке, Лесозаводске, Арсеньеве, Кировском муниципальном районе и др. В 2025г для оборудования площадок в муниципалитеты совместно с органами местного самоуправления и собственниками мест накопления будут закуплены около 2,5 тысяч контейнеров.
КГУП «ПЭО» открыт для конструктивного диалога и намерен, совместно с муниципалитетами, добиться чистоты на площадках для ТКО.